Цель: обобщить и закрепить знания детей о диких и домашних животных, их среде обитания и рационе питания
Задачи:
Обучающие:
- упражнять в умении называть животных и их детенышей, в правильном назывании жилища.
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие:
- развивать память, мышление, внимание, восприятие;
- расширять кругозор детей;
- развивать связную речь и мышление;
- умение использовать обобщающие слова
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.
- воспитывать активность, умение работать в коллективе
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», « Социально-коммуникативное развитие».
Словарная работа: лесные жители, нора, дупло, лёжка, мурлыка, ластится, виляет (хвостом), куцый хвост, зоопарк.
Оборудование: игрушки - кошка с котенком, собака со щенком, белка с бельчонком, лиса с лисенком, заяц; картины с изображением жилища животных в природе, огороженные «вольеры», мисочки с едой, раскраски животные, приглашение в зоопарк.
Предшествующая работа: подбор материала о зоопарках к просмотру, подбор иллюстраций и загадок в соответствии с возрастом детей.
Предварительная работа: чтение произведений В.Бианки, Е.Чарушина о природе, Чтение Б.Житкова «Как мы ходили в зоосад», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, просмотр документальных фильмов о Московском зоопарке, д/игры «Чей домик», «Чей малыш», «Кто, чем питается».
Индивидуальная работа: с Машей М. и Василисой развивать умение называть детёнышей животных в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход НОД:
Воспитатель в приемной комнате собирает детей.
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
В группу входит младший воспитатель и говорит, что ему передали рекламу-приглашение в контактный зоопарк.
Воспитатель: - Ребята кто из вас знает, что такое зоопарк?
Дети: это место где живут разные звери.
_ Как вы думаете, зачем нужны зоопарки?
Дети: чтобы люди могли посмотреть на животных и узнать что то новое.
- Вы хотите пойти в зоопарк?
Дети: хотим.
- Тогда давайте построимся парами и пойдем в зоопарк.
Дети становятся в пары и входят в группу, где устроен «Зоопарк»
Воспитатель: - Вот вы и пришли в зоопарк.
Сегодня я буду смотрителем зоопарка (одевает на голову шапочку смотрителя)
- Кто знает правила поведения в зоопарке?
Дети: в зоопарке нельзя бегать, кричать, пугать животных. Нельзя засовывать руки в клетки. Нельзя кормить животных.
- Правильно, но наш зоопарк необычный, он контактный. В нашем зоопарке можно животных гладить, кормить, можно с ними даже играть, главное не шуметь и не кричать.
- Предлагаю вам пройти к первому нашему питомцу.
Воспитатель подводит детей к столу, на котором расположен вольер с лисой, рядом расположена картина «Лиса у норы».
- В этом вольере у нас живет лиса. Кто знает лиса это, какое животное домашнее или дикое?
- Почему вы думаете, что лиса это дикое животное?
Дети: живет в лесу, заботится о себе сама, убегает от людей, боится их.
- Правильно ребята, лиса это дикое животное, живущее в наших лесах. Посмотрите, какая она красавица. Тело лисы покрыто густым, красивым мехом, грудка белая, а на ногах как будто надеты черные сапожки. А ещё у лисы длинный хвост с белым кончиком.Живут лисы в норах целыми семьями мама лиса, папа лис и их дети.
- Василиса, как называют детёныша лисы? (лисёнок)
Свою нору лисы защищают. Когда взрослые лисы уходят охотиться, маленькие лисята сидят в норе тихо и не шумят.
- Ребята, а вы знаете, чем питаются лисы? (ответы детей)
- Лисы питаются не только зайчиками ведь они хищники. Лиса может поймать птицу, мышь, ящерицу, и даже рыбу, ведь недаром, говорят, что лиса хитрая. Вы можете её погладить, наша лиса не кусается.
Сейчас мы с вами отправимся к следующему вольеру. А кто в нём живет, вы мне скажете, если разгадаете загадку.
Шустрый маленький зверёк
С ветки – прыг, на ветку – скок. (белка)
- Правильно, это белка. Скажите ребята, а где живёт белка? (в лесу) Если белка живет в лесу то, какое это животное? (дикое)
- Белки живут в лесах нашей области. Это небольшой шустрый зверёк с большим пушистым хвостом. Хвост для белки очень важен, во время прыжков с ветки на ветку белка им рулит и может поменять направление прыжка-полета. Тело белки покрыто рыжим мехом, который зимой становится сероватым и помогает белке прятаться от врагов. Домом для белки служит дупло куда белка приносит сено, но если белка не найдёт дупло, то сделает себе вот такое круглое гнездо из веток и сухой травы. (показ гнезда на картине). В своем домике белки живут со своими детьми.
- Ребята, а вы знаете, как называют детёнышей белки?
Дети: детёнышей называют бельчата.
- А что любят кушать белки? (орехи)
- Правильно, основной пищей для белок являются орехи, но белка не откажется полакомиться и лесными яблочками, грушами, ягодами. А ещё белки очень любят грибы, они даже сушат грибы на сучках себе на зиму. Давайте погладим белку, только осторожно не испугайте её.
- К следующему вольеру нужно подходить очень тихо. Ведь его обитатель очень пуглив.
- Как вы думаете, кто это может быть? (это заяц)
- Ну, конечно же, это заяц? Как вы думаете, где живет заяц?
Дети:заяц живет в лесу
- Раз он живет в лесу то, какое он животное, дикое или домашнее? (дикое животное)
- В нашей области обитает очень много зайцев. Зайцы живут поодиночке, у них нет дома. Они каждую ночь меняют своё место ночлега, это место называют лёжка. Мама зайчиха прячет своих зайчат в густой сухой траве. Зайчата сидят, прижавшись друг к другу и не шевелятся, чтобы их не заметили хищники
-Кто из вас знает, какого цвета заяц?
Дети: заяц серого цвета
- А что еще вы знаете о зайце?
Дети: у зайца длинные уши, короткий хвост, он прыгает, ест морковку.
- Своими длинными ушами зайцы слышат лучше, чем мы, а короткий хвост называют куцым. А ещё зайцы могут далеко прыгать и хорошо прятаться в лесу. Зимой зайцы меняют свою шубку и становятся белыми как снег. И опять прячутся, но теперь уже в снегу. Кушают зайцы траву, листочки и кору деревьев. Очень любят капусту, морковку и яблоки. Зайчишки трусишки, они боятся людей, поэтому зайчика мы не будем гладить, чтобы не пугать его.
- Мы с вами познакомились с животными. Какие это животные, как можно назвать их одним словом? (дикие)
- Прежде чем мы продолжим нашу экскурсию, я предлагаю вам взбодриться и сделать веселую разминку!
Физкультминутка «Зверята»
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята, (маршируют на месте)
Как лисенок просыпается, (потягиваются)
Как бельчонок умывается, (умываются круговыми движениями)
Как зайчонок поскакал, (скачут)
Как волчонок пробежал, (бегут)
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику. (собирают ягоды поднимая руки в верх по очереди)
Только медвежонок спит.
Просыпаться не спешит. (ладошки лодочкой под щеку, спят)
- Ребята, вы познакомились с лесными жителями, а сейчас предлагаю отправиться в гости к животным, живущим с людьми.
- Как можно назвать таких животных? (домашние животные)
- Каких домашних животных вы знаете? (дети называют домашних животных)
- Правильно, вы назвали многих домашних животных, давайте отправимся в гости к домашней любимице кошке Мурке. Кошки ласковые, игривые существа, но всё же они хищники. Кошки очень любят охотиться. Они могут поймать небольшую птицу, мышку, ящерицу. Кошки очень ловко подкрадываются к добыче, а потом прыгают. Охотиться им помогает хорошее зрение и острые коготки, которые спрятаны в лапках. Кошка покрыта мягкой шерстью, они бывают разного цвета или сразу нескольких цветов. Кошка очень заботливая мама, она защищает своих детенышей.
- Маша как называют детенышей кошки? ( детёнышей называют – котята).
- Что любит кушать кошка? Дети: кошка любит мясо, рыбу, молоко.
- Посмотрите ребята, Мурка очень хочет, чтобы вы её погладили. (дети гладят кошку)
- Ой, ребята, посмотрите какие грустные жильцы в соседнем вольере. Они боятся, что вы к ним не подойдете.
- Кто там живет? Дети: там живут собаки.
- Собака это друг человека. Собака всегда защищала человека от врагов. Она охраняла жилище, помогала охотиться. Собаки, так же как и люди, работают. Они работают в полиции, помогают пожарным, спасателям, ищут потерявшихся в лесу и горах людей. В армии тоже служат собаки и помогают охранять нашу границу. Собака очень преданное животное. Мама собака заботится о своих детёнышах.
- Кто мне скажет, как зовут детёнышей собаки?
Дети: детёнышей зовут щенки, щенята.
Собака учит щенят всему, что умеет сама, защищает их. Собаки бывают большие и маленькие, разных пород и разной окраски (цвета).
- Вы знаете, чем питаются собаки? Дети: собаки едят мясо.
- Да собаки очень любят мясо, колбасу и специальный корм для собак. Собака хищник и как любой хищник, собака может быть опасна. Никогда не подходите к незнакомым собакам и не пытайтесь её погладить. Собака может укусить. Наши собаки не кусаются, и если хотите, можете их погладить.
Воспитатель смотрит на часы и говорит:
- Пора кормить животных, да вот беда, одной мне не управится. Может вы, мне поможете?
Проводится игра «Помоги покормить животных»
Воспитатель с детьми подходят к столу с продуктами и тарелочками, возле тарелочек лежат карточки-картинки с изображением животных. Дети помогают разложить продукты в тарелочки, объясняя, почему положили продукт именно этому животному. Воспитатель хвалит детей и просит отнести еду животным в вольеры.
- Ребята, вам пора возвращаться в группу, а зверям пора отдыхать.
- Скажите, что вы расскажите своим друзьям о нашем зоопарке?
- Какие животные живут у нас в зоопарке?
- Как можно о них сказать двумя словами?
- Спасибо за посещение, приходите к нам ещё. Ждём вас в гости, а на память о нашем зоопарке мы подарим вам раскраски. |