Организация развивающей предметно-пространственной
среды в группах детского сада
в связи с введением ФГОС
ДО
Вопрос
организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо
актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
В
соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач
предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в
самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как
известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности
для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный
интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие
предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и
физического развития» (С. Л. Новоселова) .
Выдающийся
философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду
как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что
благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и
возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды,
которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные
ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом
насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в
соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего
дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную
коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных
воспитанников, так и всех детей группы .
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной
среде:
1. предметно-развивающая среда
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех
помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды
деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с
учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня
активности.
Необходимо обогатить среду элементами,
стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется
так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям
объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной
труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в
оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:
развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для
опытно-поисковой деятельности, роботы -магниты,
увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор
природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Необходимы
материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с
рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются
предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики
и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения
рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь
большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес,
ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).
В группах старших дошкольников
необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением,
математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с
цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же
материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные
принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестер, атрибуты
для игр в школу.
Необходимыми
в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие
широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские
энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты,
о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная
предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для
организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития
каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством
формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального
опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду,
должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и
закаливанию организма каждого из них.
В
последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с
помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом,
способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.
Это
означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько
предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического,
физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в
одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы
предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на
первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а
средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их
пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым
комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного
образования, педагоги могут использовать несколько основных методических
приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их
называние;
-предоставление ребенку свободы выбора
действий и экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду
необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную,
развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную
функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное
использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и
интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована
на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко
сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо
предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом
помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели
их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего
и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть
представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства
в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы
должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода
обучения, образовательной программы.
Важно,
что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к
корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и
развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка,
необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям
определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую
среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические
основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и
психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная
среда.