Материал подготовила Антощук Наталья Петровна - воспитатель.
«Путешествие в Москву»
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи: обобщать и систематизировать знания детей о России, её столице Москве; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия городов, профессий; воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.
Оборудование: учебник «Маша и Миша изучают окружающий мир», тетрадь, фломастеры, ноутбук, ножницы, цветная бумага, кисточки, клей, клеёнки, салфетки, музыкальный центр, демонстрационный материал.
Предварительная работа: беседа о российской символике; чтение стихов, пословиц и поговорок о Родине, Москве; рассматривание иллюстраций городов, глобуса.
Ход занятия: Ребята, к нам в гости пришли Маша и Миша. В течении года они вместе с нами познавали мир, давайте пригласим их присесть и узнать ещё что то новое для себя.
- Посмотрите, ребята, что у меня на столе? Кто из вас знает, что это такое?
- Правильно это глобус – модель земли, на которой живём мы с вами и ещё много – много других людей. Много стран на Земле! Есть страны большие и маленькие.
- В какой стране мы с вами живём? Правильно у нашей страны удивительное и красивое имя – Россия.
- Кто может показать на глобусе нашу страну?
Россия занимает огромную территорию, когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На севере станы идёт снег, а на юге растут апельсины и бананы. В России очень много городов.
- Какие города вы знаете? …
- Как называется главный город нашей страны? Правильно это Москва столица нашей Родины. В Москве живёт много людей. Москва очень красивый город, её дома, дворцы, памятники строили самые лучшие архитекторы и скульпторы. В музеях и галереях Москвы хранятся сокровища русских мастеров. Со всех стран мира съезжаются в Москву туристы, чтобы полюбоваться красивым городом. Вот и наши друзья Маша и Миша тоже решили посетить столицу нашей Родины Москву. Я предлагаю и вам отправиться на небольшую, воображаемую экскурсию по Москве.
- Ребята, а на каком транспорте можно попасть в Москву? (на поезде, самолёте, теплоходе, автобусе, машине)
- Куда прибывает поезд (теплоход, самолёт, автобус)?
На железнодорожный вокзал (автовокзал, аэропорт, речной вокзал)
- Кто управляет поездом (теплоходом, самолётом, автобусом, машиной)?
(Машинист, капитан, пилот, водитель, шофёр)
- Вот мы с вами и в Москве, где много улиц парков, площадей. Давайте отправимся на главную площадь страны, как она называется?
- Правильно Красная площадь. Готовы к походу?
Физкультминутка: Мы учили песенку,
А в песенке слова:
«Здравствуй, наша Родина,
Город наш Москва»
Что за площадь есть в Москве
Там где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Это площадь Красная!
Воспитатель показывает фото № 1 «Красная площадь»
- Вот мы с вами и на Красной площади.
- Ребята, как вы думаете, почему её так назвали?
- А стены чего выложены из красного кирпича?
Да это стены Кремля выложены красным кирпичом. Но Кремль это не одно здание, а целый архитектурный комплекс.
(Фото № 2) Схема кремля.
- Ребята расскажите, кто работает в кремле?
- Как зовут нашего президента?
У каждого государства имеются государственные символы. Кто знает, что это за символы? Флаг, герб, гимн.
(Фото № 3) Герб.
- Ребята, что вы можете рассказать о гербе России?
Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл с расправленными крыльями. Орёл – царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому – что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. На груди орла размещён герб Москвы, ведь Москва - столица России. Это тоже тёмно-красный щит с изображением на нём всадника Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он копьём поражает чёрного змея. Это добро побеждает зло.
- Где можно видеть изображение герба?
(На флаге, монетах, печатях, паспорте, на пограничных столбах)
Послушайте стихотворение В. Степанова
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный!
- Ребята, какой ещё символ страны вы знаете? Гимн.
- А что такое гимн? Торжественная песня, славящая нашу Родину Россию.
- Когда исполняется гимн? В торжественных случаях.
- Кто знает, как нужно слушать гимн? Стоя без головного убора.
(Фото № 4) Флаг.
- Ребята, что вы можете рассказать о флаге? Это прямоугольное, трёхцветное полотнище.
- Что обозначают цвета нашего флага? Белый – чистота, честность, благородство. Синий – голубое, чистое, мирное небо. Красный – смелость, великодушие, доблесть.
Послушайте стихотворение В. Степанова
«Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота!
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес!
Красная полоска подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят!
- Ребята, где можно увидеть флаг? На государственных зданиях.
Когда наш президент работает в Кремле, то там поднимают специальный штандарт с гербом – президентский флаг.
Физкультминутка № 2.
Вот летит большая птица
Плавно кружит над рекой
Наконец, она садится
На корягу над водой.
- Ребята, а мы с вами садимся за столы.
Все гости приезжая в Москву, стремятся побывать на Красной площади, полюбоваться башнями Кремля.
- А знаете ли вы, сколько башен у Кремля? Давайте посчитаем. Откройте учебник, (работаем со схемой)
На главных башнях горят пятиконечные, рубиновые звёзды. Всего башен на кремлёвской стене – 20.
(Фото № 5) Спасская башня.
Эту башню назвали Спасской потому, что при строительстве на стене башни была выставлена большая икона «Спас нерукотворный» - считающаяся заступницей от врагов. Через ворота этой башни президент страны въезжает в Кремль.
- Ребята, что находится на Спасской башне? Куранты.
- Когда и где мы можем услышать бой курантов?
Внутри архитектурного комплекса Кремль гости могут увидеть два великолепных памятника «Царь – пушку» и «Царь – колокол» посмотрите на них.
(Фото № 6) Царь – пушка.
- Как вы думаете, почему её назвали «Царь – пушка»?
Пушка была отлита из чугуна, предназначалась она для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Пушка имела огромный размер и вес. Царь – пушка значит, самая большая пушка, так же как и Царь – колокол.
(Фото № 7) Царь – колокол.
Во время пожара в Кремле, мастера испугавшись, что от огня колокол расплавится, стали заливать его водой. Колокол треснул и от него отвалился кусок. Поэтому Царь – колокол никогда не звонил. Он стоит в Москве как памятник русским мастерам.
- Ребята, в ваших тетрадях есть схема Кремля, найдите на ней Царь – пушку и Царь – колокол и обведите их простым карандашом.
- Если мы с вами продолжим экскурсию по Красной площади, то попадём ещё к одному памятному месту. Маша и Миша узнали от своих родителей, что 71 год назад на нашу Родину напали жестокие враги, они хотели захватить Москву, а всех людей сделать рабами. Российский народ и наша армия отстояли мир, победили врагов, но во время войны погибло очень много людей более 20 миллионов.
В память о Великой Отечественной Войне в Александровском саду у Кремлёвской стены находится мемориал «Могила Неизвестному Солдату».
(Фото № 8) Могила Неизвестному Солдату.
- На мраморной плите лежит, как бы склонившись в поклоне, бронзовое знамя на нем, солдатская каска и лавровый венок, а перед плитой горит Вечный огонь. Надпись на плите гласит: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Это памятник всем погибшим солдатам в боях за нашу Родину.
- Много лет прошло со дня окончания войны, и мы узнаём о тех событиях из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов. Мы не должны забыть этот страшный урок истории
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир это жизнь на планете!
Мир это солнце на нашей земле!
Мир нужен взрослым и детям!
- Ребята, давайте сделаем свой плакат: «Мы голосуем за мир». У вас на столе лежат листы цветной бумаги с «ладошками». Вырежете точно по контуру. Затем мы наклеим ваши «ладошки» на плакат.
В конце занятия дети говорят, какая часть экскурсии им понравилась и почему. |