Материал подготовила Преснякова Татьяна Николаевна, воспитатель старшей
группы №10. Конспект Организованной образовательной деятельности.
Наблюдения за улиткой и конструирование в старшей группе
Цель: Расширить и уточнить знания детей об
улитке.
Активизировать словарь детей: тропический
климат; раковина;
ахатина; рожки – усики.
Воспитывать любознательность, экологическое
мировоззрение.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций; лепка; чтение стихотворений;
отгадывание загадок.
Оборудование:
Террариум с улитками; иллюстрации;
глобус; доски; разрезные картинки.
Образовательные области:
1. Социализация
2. Коммуникация
3. Познание
4. Безопасность
5. Художественное творчество
6. Чтение художественной литературы
7. Физическая культура
8. Здоровье
Дети сидят на ковре полукругом.
Игровая мотивация:
- Ребята, посмотрите, наша белочка
пришла не одна. Это её родственница из далекой Африки. Знаете такую страну? (ответы детей). Скажите, что у меня в
руках (ответы). Правильно, глобус. А
что такое глобус? (Ответы). Это макет
земли. Давайте покажем, где Африка.
- В гости принято ходить с подарками
и сюрпризами. А что за сюрприз привезла нам из Африки белочка, вы должны
отгадать. Загадываю загадку детям :
«Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.» (Улитка)
- Верно, улитка. (Показываю улиток). Это гигантская африканская улитка ахатина. Они
живут на деревьях в странах с тропическим климатом, а в наших климатических
условиях они живут дома в террариуме. Улитки ахатины активны в темное время
суток, а днем спят. Сейчас мы попробуем их разбудить. Мы польем теплой водой на
ее «домик».
- А как называется у улитки «домик»? (Ответы детей). Правильно, раковина. У
каждой улитки раковины по цвету разные. Она им служит и домом и защищает от
врагов. А кто запомнил, как называют этих улиток? (Ахатины).
Если улитки не проснутся, продолжаем беседу по картинкам.
- Как вы думаете, чем питается
улитка? (Ответы детей). Улитки
ахатины любят овощи и фрукты. На языке улитки расположены сотни маленьких
зубов, ими она перемалывает пищу. Посмотрите, какие у нее рожки – усики, не
одна, а две пары. Одна маленькая пара – это усики, которыми улитка нюхает.
Вторая большая пара – это глаза. Рожки – усики очень чувствительные.
- Ребята, как вы думаете, улитка
двигается быстро или медленно? (Ответы
детей). Действительно, улитка двигается очень медленно. Дело в том, что вся
нижняя часть тела улитки представляет из себя сплошную «ногу». Когда улитка
ползет, из ноги вытекает липкая жидкость, которая помогает улитке двигаться и
удерживаться на поверхности.
-Улитки ахатины откладывают яйца в ямку и ее засыпают. Из яиц
вылупляются маленькие улитки. Давайте мы их покормим. (Даем мелко нарезанные яблоки и огурец).
Физкультминутка: «Улитка»
Ползет улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползет тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.
- Ребята, кто-то плачет? Заношу
игрушку Кронтильду.
- Да, это нашего Кронтика бабушка,
Кронтильда.
- А чем занимается Кронтильда? (Ответы).
- Да, она художнца и нарисовала вам
улиток в подарок. Поднялся ветер и перепутал все рисунки.
- Уважаемая, Кронтильда, не
расстраивайтесь, мы вам поможем. Правда, ребята?
На мольберте выставляю образец картинки, а детям раздаю дощечки и
разрезные картинки. Затрудняющимся детям помогаю.
Итог занятия:
- Кто у нас был в гостях?
- Что за сюрприз привезли из Африки?
- Какой климат в Африке?
- Как называют этих улиток?
- Чем они питаются?
- Зачем улитке рожки – усики?
- Вы сегодня молодцы. Мне было очень
приятно, что вы помогли Кронтильде разобрать рисунки.