Цель: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник.
- Способствовать развитию умения считать в пределах 5.
- Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, определяя их равенство или неравенство.
- Формировать умения обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.
Развивающие:
- Обеспечить развитие умения отгадывать загадки.
- Формировать интерес к занятиям с элементами песочной терапии.
- Продолжать развивать двигательную активность детей.
- Продолжать способствовать развитию тактильных ощущений.
Воспитательные:
- Способствовать формированию нравственных качеств: доброты, заботы, внимания.
- Формировать интерес к игровой деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.
- Отгадывание загадок.
- Настольно-печатные игры «Собери сказку», «Помоги вернуться в сказку», пазлы «Собери картинку».
- Занятия с элементами песочной терапии.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы:
- Макет яблони, печки, речки, избушки Бабы Яги.
- Плоскостные изображения красных и зеленых яблок по 5 штук, пирожков 15 штук, геометрических фигур.
- Тарелки с нумерацией от 1 до 5.
- Карточки с нашитыми пуговицами.
- Ковер самолет.
- Кукла-Ванюшка в русском национальном костюме.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки, и предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие, на волшебном
ковре - самолете. Согласны?
Воспитатель расстилает ковер-самолет.
Воспитатель: Ой ребята, что же случилось с ковром-самолетом, он весь в дырах? Наверное, его прогрызли мыши! Что же нам делать? Ведь теперь он не взлетит! Как вы думаете, что можно сделать?
Дети: Зашить!
Воспитатель: Правильно, ребята! А для того чтобы его залатать у меня есть вот такие красивые разноцветные заплатки. На что они похожи?
Дети: На геометрические фигуры!
Воспитатель: Правильно! Кто поможет нам залатать ковер?
Воспитатель вызывает детей, они разбирают «заплатки» и заделывают дыры. После выполнения задания воспитатель спрашивает у каждого ребенка в форме какой геометрической фигуры ему досталась заплатка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как у вас хорошо получилось! Ну вот теперь наш ковер-самолет обязательно взлетит!
Дети садятся на ковер. Звучит музыка.
Воспитатель: Быстро летает ковер-самолет.
Словно на крыльях нас он несет.
Можно на нем куда хочешь добраться.
Самое главное крепче держаться.
Ну вот, мы и приземлились, и оказались в сказке. Нас кто-то встречает.
К ребятам подходит девочка Аленушка.
Аленушка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, девочка. Как тебя зовут? И почему ты такая грустная?
Аленушка: Меня зовут Алёнушка, а грущу потому, что Гуси-Лебеди похитили моего братца Иванушку, и я не знаю, как его найти.
Воспитатель: Ребята, из какой сказки Алёнушка?
Дети: Из сказки «Гуси-Лебеди».
Воспитатель: Правильно! Ребята, давайте поможем Алёнушке найти её братца Иванушку?
Дети соглашаются помочь Алёнушке.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся на поиски Иванушки.
Дети вместе с воспитателем и Алёнушкой отправляются в путь. На пути стоит яблонька.
Воспитатель: Яблонька, яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Яблоня: Скажу, но только сначала вы мне помогите. Баба-яга все яблоки перепутала. И я теперь не знаю, сколько у меня красных яблок, а сколько зеленых.
(Дети считают, сравнивают две группы предметов, определяют равенство и неравенство, уравнивают).
Воспитатель: Правильно ли выполнили дети твое задание, Яблонька?
Яблоня: Правильно! А гуси – лебеди прямо полетели.
Воспитатель. Что ж, пойдем дальше братца Алёнушки искать, из беды его выручать. (Дети идут по кругу.)
Воспитатель: Смотрите! Вот и Печка на пути у нас стоит.
Печка, Печка, подскажи, куда гуси-лебеди полетели, куда Иванушку унесли.
Печка: Выполните мое задание, тогда скажу. Баба Яга мимо летела, все пирожки мои разбросала!
Пирожки мои возьмите,
По тарелкам разложите,
Но не просто так берите,
А на цифры вы смотрите.
Дети раскладывают пирожки в соответствии с цифрой на тарелочке.
Воспитатель: Печка, правильно ребята твое задание выполнили?
Печка: Правильно! И в благодарность за это я вам скажу, что видела, как гуси – лебеди полетели в сторону реченьки.
Воспитатель: Ох и дальним будет наш путь. Предлагаю вам запастись силами.
Физминутка:
Дети отправляются дальше, и на пути у них стоит речка.
Воспитатель: Речка, Речка! Ты не видела куда Гуси-Лебеди Иванушку унесли?
Речка: Скажу, если вы, не глядя, сосчитаете сколько мне дощечек для мостика надо. Баба Яга летела все дощечки раскидала.
Дети за спиной считают пуговицы на карточках. Воспитатель обыгрывает ситуацию и предлагает Речке заготовить много дощечек.
Речка: Спасибо вам, ребята. Я вам скажу, что видела, как Гуси – лебеди полетели прямо к избушке Бабы Яги, идите прямо и никуда не сворачивайте.
Воспитатель: Спасибо речка, пойдем дальше братца искать.
(Дети идут по кругу.)
Воспитатель: Смотрите, дом Бабы Яги. Но будьте осторожны, она как раз сейчас дома с Иванушкой.
Дети подходят к домику, стучатся. Выходит, Баба Яга.
Баба Яга: Здрасьте! Явились – не запылились! Чего надо?
Аленушка: Мы пришли за Иванушкой! Отпусти его, пожалуйста, пока мама с папой не приехали.
Баба Яга: Ух, какие хитренькие! Ванюшку им подавай, он мне и самой нужен!
Воспитатель: Мы столько препятствий преодолели, отпусти мальчика пожалуйста.
Баба Яга: Ладно, отдам, если вы справитесь с моим заданием. Для начала отгадайте загадки:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня!
Круг.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
Треугольник.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня.
Квадрат.
Баба Яга: Ну хорошо геометрические фигуры вы знаете. А вот сможете ли вы нарисовать на песке мою любимую избушку на курьих ножках, и елку, и солнышко?
Воспитатель: Ну что, ребята, выполним это задание? Тогда проходите за столы и принимайтесь за работу.
Звучит музыка. Дети выполняют задание.
Баба Яга: Вот это да! И с этим заданием справились! Так уж и быть отдам вам Иванушку!
Аленушка забирает Иванушку и вместе с детьми благодарят Бабу Ягу. Аленушка с Иванушкой и Баба Яга прощаются с детьми и уходят.
Воспитатель: Ну что, ребята, пришло время прощаться со сказкой.
Сказка в гости приходила,
Волшебство нам приносила.
Мы герои этой сказки,
Все мы знаем без подсказки,
Все заданья сделали,
Мы умные и смелые.
Братца из беды спасли,
И Алёнушке помогли.
Нужно дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть, не упасть.
И тогда ребята смогут
Снова в детский сад попасть!
Дети встают на ковер-самолет и под музыку «возвращаются» в детский сад.
Воспитатель. Молодцы! Понравилось вам наше путешествие в сказку? Что больше всего вам понравилось? Мне тоже понравилось играть с вами, в следующий раз мы отправимся в другую сказку. Согласны?
|